Печать

Сокращение госслужащих

posted by: Super User

Процедура сокращения госслужащих Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).  Действия  нанимателя при сокращении госслужащих Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.  Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы: Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы. Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих. Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности. Предупреждение об увольнении  Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004  №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ).  Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника. Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана. (ст.38 Закона №79-ФЗ). Согласно закону "О государственной гражданской службе» госслужащий   о предстоящем увольнении  предупреждается за два месяца (в отличие от ТК в котором указано не менее чем за два месяца). Уведомление не может быть бессрочным, т.е. например, уведомили что по истечении двух месяцев будет уволен, а уволили например через три месяца. Считается, что при этом нарушаются права работника, который должен знать дату увольнения для трудоустройства и не может находиться в постоянном ожидании сокращения.   В случае если работник в период предупреждение заболеет или находится в отпуске, днем увольнения должен являться следующий день по выходу из отпуска или больничного (Такой вывод напрашивается исходя из положений ст.81 ТК). В уведомлении конкретной даты не стоит. Написано что по истечении двух месяцев контракт будет прекращен. Часть 2 ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает возможности произвольного продления работодателем срока предупреждения работника о предстоящем увольнении. Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 13-О-О Порядок  и сроки предложения вакансий госслужащему Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе  все имеющиеся соответственно в том же государственном органе    вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.(Постановление  Правительства РФ от 19 сентября 2013 года № 822 утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы). Необходимо также помнить ,что  практика Мосгорсуда неоднозначна  по предложению  вакантных должностей государственному служащему при его увольнении  в связи с сокращением .В результате чего, будет правильнее  предложить государственному служащему все имеющиеся вакантные должности.в т.ч. и нижеоплачиваемые согласно его квалификации.   Право преимущественного оставления на  государственной службе Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, результаты профессиональной служебной деятельности и большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности (ч. 7 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).  Если производительность труда и квалификация равны, предпочтение в оставлении на работе отдается (ч. 2 ст. 179 ТК РФ) 1. Семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источников средств к существованию).  2. Лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком. 3. Работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание. 4. Инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества. 5. Работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Варианты продолжения трудовых отношений Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены: -если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации; -при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку. - случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения. Порядок выдачи трудовой книжки при увольнении государственного служащего Обязанность произвести расчет со служащим в последний день его работы установлена и ТК РФ, и Законом N 79-ФЗ.  Следует отметить, что их положения несколько различаются в части выдачи трудовой книжки и других документов.В Законе N 79-ФЗ  выдача трудовой книжки, документов, связанных со службой, и проведение расчета предусмотрены только в случае расторжения служебного контракта по инициативе служащего. Кроме того, что выдача трудовой книжки осуществляется по письменному заявлению служащего, порядок ее выдачи Законом N 79-ФЗ не регламентирован. Согласно Трудовому кодексу, Правилам ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а также ст. 73 Закона N 79-ФЗ при выдаче трудовой книжки применяются нормы трудового законодательства и в случае расторжения служебного контракта по любому основанию в последний день представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет. Остальные документы, связанные с гражданской службой, выдаются по письменному заявлению служащего. Выплата денежного содержания при  увольнении Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), в данном случае не выплачивается . Денежное содержание сохраняется также в течение пятого и шестого месяцев при увольнении по сокращению госслужащих, проходящих гражданскую службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таковым. Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.     Также необходимо помнить,что если увольнение государственного  служащего по его инициативе происходит без отработки ( 2 месяца), то при увольнении ему выплачивается компенсация  6-ти месячного денежного содержания. Порядок расчета компенсации  Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила). Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит: из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения; из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий Иные выплаты При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая: Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет; Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений); Материальную помощь; Единовременную выплату к отпуску. УВОЛЬНЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН-ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы, допускающие увольнение с госслужбы беременной женщины.Речь идет о п. 4 ч. 1 ст. 33, подп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 37 и ч. 3 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".Поводом к рассмотрению данного вопроса стала жалоба Л. Пугиевой, которая была уволена с должности начальника отдела кадров и госнаград Администрации главы Республики Ингушетия за прогул. Мотивом увольнения явилось то, что госслужащая не сообщила руководству о причине неявки на работу. Заявительница утверждала, что в это время находилась на больничном по уходу за сыном-инвалидом, а также сообщила о своей беременности. Однако её требования о восстановлении на работе были отклонены, в том числе, судами кассационной и надзорной инстанций. Суды исходили из того, что нормы федерального закона о госслужбе не предусматривают подобной гарантии для беременных, а нормы Трудового кодекса РФ на них в данном случае не распространяются.КС РФ указал, что норма части первой статьи 261 ТК РФ, запрещающая увольнять беременных женщин по инициативе работодателя, относится к числу специальных норм, предоставляющих беременным женщинам повышенные гарантии при расторжении трудового договора. Таким образом, женщине предоставляются льготы в период всей беременности и гарантируется сохранение рабочего места. Аналогичная защита предоставляется беременным при прохождении муниципальной службы и службы в органах прокуратуры. Между тем, закон о госслужбе допускает увольнение беременной в зависимости от срока беременности, что противоречит конституционному принципу равенства и справедливости.Поэтому оспариваемые нормы, допускающие увольнение с госслужбы беременной женщины, не находящейся в отпуске по беременности и родам, не соответствуют Конституции РФ.УВОЛЬНЕНИЕ ЖЕНЩИН-ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПО СОКРАЩЕНИЮ ШТАТОВ ВО ВРЕМЯ ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО 3-х ЛЕТ Прямого ответа на поставленный вопрос ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» не содержит. Статья 31 указанного закона содержит общие положения относительно сокращения должностей гражданской службы. В статье 37 ФЗ «О государственной службе в РФ»  установлен запрет на освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы в период пребывания гражданского служащего в отпуске, в том числе отпуске по беременности и родам.В то же время статьей 73 ФЗ «О государственной службе в РФ» предусмотрено следующее: к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим законом, применяются нормы трудового права. Статья 11 Трудового кодекса РФ в свою очередь содержит указание на распространение норм трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, на государственных и муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе. В силу указанного гарантии, установленные статьей 261 Трудового кодекса РФ, а именно запрет на расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, распространяются и на государственных гражданских служащих.В качестве примера из судебной практики по данному вопросу можно привести определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, в котором указывается, что судом первой инстанции не учтено, что Закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует особенности труда государственных служащих, не предусматривая при этом особенности труда женщин - государственных служащих. Между тем, государственные гарантии женщинам, в том числе женщинам - государственным служащим закреплены в ТК РФ (статья 11, глава 41 ТК РФ), поэтому на эту категорию работников распространяется норма статьи 261 ТК РФ, запрещающая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет (Определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 февраля 2011 года). 

НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ! Статья 73 ФЗ «О государственной службе в РФ» предусматривает следующее: к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим законом, применяются нормы трудового права.  ВОССТАНОВЛЕНИЕ НА РАБОТЕ Решение о восстановлении  в прежней должности на государственной гражданской службе подлежит немедленному исполнению.Поэтому с подписанным судебным решением работник  должен прийти на работу на следующий день после принятия судебного решения.В противном случае он будет уволен за прогул.